Получаем позитивное изображение на пленке

Не так давно мы обжились проектором, сначала в лаборатории, а потом такой же появился и в чайной. Ну и почти сразу возникла задача подобрать слайд-процесс для бюджетной agfa pan 200, на которую мы в основном и снимаем. Для тех, кто не совсем понимает, что происходит – пленки как правило негативны( изображение инвертировано, светлые участки темные и наоборот). Сами негативы являются лишь промежуточным звеном перед печатью. Но существуют слайдовые пленки, на которых после обработки изображение позитивно и готово к просмотру либо на просмотровом столике, либо на проекторе.

Рассматривать слайды на фотографии дело неблагодарное, но поверьте, вживую они смотрятся классно

Выглядит потрясающе, но, к сожалению, цветные слайды удовольствие не на каждый день – цена за пленку и стоимость ее обработки высокая. Чб слайды недорогие, но они просто никому не нужны, поэтому в магазинах встречаются редко. Поэтому остаются непредназначенные изначально для позитивного проявления пленки.

Определенные отличия в слайдовых и негативных пленках безусловно есть, но их принцип работы одинаков. Результат зависит от того, как пленка будет обработана.

Начнем с небольшой теории – процесс простой и лаконичный. Никаких чудес с сразу позитивным изображением нет. Пленка экспонируется как обычно и даже отправляется на проявку точно так же, как и в случае негативной пленки. И получаем негативное изображение, освещенные участки которого состоят из металлического серебра, а неосвещенные из галогенида серебра. Чтоб получить позитивное изображение необходимо избавится от металлического серебра, которое зафиксировало свет( такие участки станут прозрачными). А оставшийся галогенид проявить или окрасить и участки, которые не были освещены при съемке станут темными.

В целом все довольно просто. Дьявол как обычно в деталях. Управляем изображением в основном первой проявкой, и первый проявитель для пленки придется подбирать. Для первой проявки не годятся классические выравнивающи проявители, такие пленки если повезет то сгодятся для сканирования, но не для проецирования или просмотра на столе. Вымыть металлизированное серебро можно достаточно многообразными сильными окислителями. Мы использовали хромпик, часто используемый в лабораториях для очистки посуды. Так же есть рецепты на основе более доступного перманганата калия. Отбелку из цветного негативного процесса использовать не получится – она работает как обратный проявке процесс, переводя металлизированное серебро обратно в галогенид, который останется нерастворимым на подложке. После такой ванны в светах не появится прозрачная подложка, а останется молочный галогенид, который вновь восстановится при второй проявке и вы получите элегентный кусок полностью черной пленки.

Что понадобится для обращения:

Первый проявитель Контрастный проявитель, нами был выбран-подобран А21 из Микулина Отбелка 5г бихромата калия; 5мл серной кислоты; до 1000мл воды Осветляющая ванна 10г сульфита натрия; до 1000мл Не обязательно, но пленка сильно окрашивается после отбеливания. Мы не осветляли и это заметно, подложка желтовата. Второй проявитель Выбираем контрастный проявитель, чтоб получить максимальную плотность, характер проявления значения не имеет – процесс идет до конца. Хитрый трюк – используем тот же А21 из первого проявления. Фиксаж при правильно проведенном процессе не нужен – галогенидов, не восстановленных до металлизированного серебра не должно остаться. Стоп-ванна по вашим домашним рецептам.

Все готово – можем приступать. Мы уже пробовали обращать авиафот и выяснили, что при проявке по выбранному процессу ее предпочтительно все-таки экспонировать как 100-160 единиц.

Первая проявка никак особо не отличается от классической обработки. Время было подобрано 6 минут, агитация переворотами первую минуту постоянно, далее 10 секунд каждую минуту. Завершаем стоп-ванной и промывкой.

Далее нас ждет отбелка. Сейчас нам необходимо полностью вымыть сформированное металлизиованным серебром изображение. Поэтому считается, что переотбелить невозможно, что в общем верно, но пленка сильно раздубливается(размягчается). Так что лучше найти минимальное время, по истечению которого серебро вымыто. Как правило хватало 2:30, вероятно стоит использовать альтернативные рецепты с менее агрессивной отбелкой.

Не то чтоб я этим хвалюсь, но периодически я работаю с хромовой смесью без перчаток. Делать это категорически нельзя – раствор крайне токсичен! Бак открывался в попытке показать недоотбеленное серебро, но к тому моменту отбелка все-таки сработала до конца. Если есть почернения( в светах, там где должна быть прозрачность ), то отправляем пленку обратно. Ах да, работать уже можно на свету, но не стоит без необходимости. Дело в том, что при засветке пленки кроме как в жидкой среде были замечены разводы, берущие корни вероятно от засветки по влажной пленке с остатками воды. Поэтому засветку проводим в прозрачной емкости, равномерно перемещая пленку. Если спираль прозрачная, то можно попробовать засвечивать прямо в спирали. С пленкой работать нужно аккуратно, эмульсия сильно размягчена, патерсоновские шарики при зарядке часто царапают пленку, а касания о стенки кувшина могут привести к повреждениям эмульсии. Если прозрачных или светлых емкостей нет, то трагедией не будет засветка на воздухе, но готовтесь к упомянутым разводам.

После засветки мы получаем пленку, участки которой в светах уже были металлизированы и вымыты( прозрачны), а участки теней проэкспонированы, но еще не проявлены. Теперь необходима еще одна проявка. Необходимо лишь проявить до конца все то, что осталось. Чем-то данный процесс напоминает проявку при печати – проявка до конца, как-то повлиять на результат уже сложно. Ну и после второй проявки ничего нового – промывка, сушка.

В итоге получаем плотные, читаемые без увеличения позитивы.

Сзади для примера контрастности видны негативы под печать

Слайды контрастные и плотные( а еще желтые из-за пропуска осветления), самое то для проектора. К сожалению, печать с такой пленки практически недоступна. Конечно все это реально, но для бумаги потребуется подобный же процесс и очень много усилий, чтоб уложить такую контрастную сцену в бумагу. А вот сканер неплохо справился.

Каков итог? Агфа с удовлетворительным успехом может быть обращена, а учитывая ее свежесть и наличие в виде перфорированной 16мм пленки означает потенциальный легкий выход к любительскому кино. Статья написана в 20м году, на 2023 год агфы в России по низкой цене больше нет, да и в целом немного. Описанный процесс требует много доработки, но в целом может быть использован, причем для любых пленок с достаточно прозрачной подложкой и высоким контрастом.