Проявка просроченной фотопленки
Все описанное касается именно проявки пленки, в случае уже проявленных негативов сканирование будет полностью зависеть от сохранности оных. Если вы не понимаете разницу, то сначала выясните негативы ли у вас или непроявленная пленка.
Тему проявки просроченных фотопленок можно сразу поделить на два более конкретных случая – Проявка давно отснятой пленки То есть пленка была приобретена в 85 году и отснята кем-то в те же годы, но не была проявлена. В таком виде и сохранилась до сих пор.
–Проявка недавно проэкспонированной пленки Пленка была произведена в 85 году, приобретена и неотснята никем до сегодняшних дней. Досталась вам в руки и вы ее отсняли.
В обоих случаях нет никаких гарантий, что из пленки получится хоть что-то вытянуть. В первом случае все упрется в свойства конкретной пленки, в то, как долго и при каких условиях хранилась пленка. В общем ничего такого, что могло бы зависеть от вас.
В случае съемки на просроченную пленку все почти так же, но большая часть возможного результата будет зависеть от того, как вы ее отснимете. Ниже разбираем два случая по отдельности.
Проявка недавно отснятой просрочки Хорошо если вы читаете это до того, как начали снимать свою просрочку. Дело в том, что фотоматериалы достаточно сложный и тонкий инструмент и имеют строгие нормы хранения. На каждой заводской коробке указана дата, до которой необходимо проявить пленку. И нет, это не прихоть производителей. Фотоматериалы стремительно деградируют со временем. Помочь им с этим будет стараться вообще все кругом – высокая темература, влажность, состав воздуха, излучения. Нормой для домашнего хранения неотснятой пленки является холодильник.
Для примерного понимания сроков – пленка, хранящаяся с момента покупки, а еще лучше с момента ее производства, в холодильнике может быть просрочена на 1-3 года без каких-либо серьезных изменений. Для пленок, которые хранились не в холодильнике ориентировочно скидывают по ступени чувствительности за каждые 5 лет сверх даты конца ее жизни( это ничем не подкрепленное правило, есть примеры более удачного сохранения и наоборот ). То есть условный Kodak Gold 200 с полки, просроченный в 2010 необходимо отснять как 50-100 исо.
Если вы не поняли, о каких ступенях идет речь, то это чувствительность. Одна ступень это увеличение-уменьшение количества света в два раза. То есть минус ступень для пленки в 200 единиц это экспонирование как 100, -2 ступени это уже 50 единиц. При съемке на просрочку необходимо обязательно компенсировать ее лежалость.
Опять же это компенсация только чувствительности. Помимо этого может появиться некоторый разбаланс цветов и тонов, вуаль и все что угодно.
Вообще современные пленки, произведенные после 00х намного лучше справляются с лежанием, чем их товарищи из 20го века. Поэтому если уж и покупать что-то несвежее, то этого века. Самым популярным и худшим по всем параметрам вариант будет советская пленка. Такие ролики лежат на авито, лежат на барахолках, у кого-то лежат дома. Возьмите на вооружение условные 1 ступень за 5 лет и посчитайте чувствительность для свемы 250 85го года. С 85 по текущий 21 год прошло 36 лет, это -7ступеней от ее номинальной чувствительности. Итого вам остается 6-8 исо для съемки.
Обойти деградацию и отснять пленку по номиналу и вытянуть потом что-то на проявке равносильно превращению просроченных сосисок в свежие, характер эмоций от результата сравним с поеданием тех же сосисок.
Особо стоит отметить цветную пленку по процессам, отличным от c41. Это особый сорт самоистязания, как минимум потому, что процессы, по которым они обрабатывались – это самые зачатки массовой цветной фотографии. Даже свежей это была довольно нестабильная, с нестойкими и нестабильными красителями пленка.
До минилабной эпохи все эти процессы претерпели кучу изменений и в конце концов были умервщлены еще в прошлом веке процессом c41/e6. Пикантность придает то, что не вся химия, которая использовалась тогда для обработки цветных пленок производится до сих пор или в том же объеме. Есть конечно специальные наборы тех лет, которые представляют собой всю ту же просрочку с почерневшими пакетами от окислений.
Сразу скажу, что на самом деле все не так страшно с этими пленками, в общем-то с них можно получать очень интересные результаты. Но вряд ли кто-то вам проявит их. Для примера у нас в лаборатории есть вся необходимая химия для проявки по почти всем старым цветным процессам и даже россыпи старых цветных пленок. Но после пары экспериментов с неплохими результатами возвращаться к этому даже при наличии всего необходимого не хочется – во-первых проявляющий агент стоит около 25р за грамм, а во-вторых невозможность полностью использовать ресурс приготовленных рабочих растворов. На практике получается один трудоемкий и дорогой комплект химии на пару пленок.
Резюмирую тем, что не стоит пытаться сэкономить на пленке покупая экстремальную просрочку. Во-первых если вы не проявляете самостоятельно, то вы в любом случае заплатите за обработку, которая в случае чб пленки стоит дороже самой пленки. Свежая чб пленка стоит не так дорого, чтоб пытаться экономить на ней, цена на технички начинаются от 250, за 350-400 уже можно взять демократичную фому.
Проявка давно отснятой просрочки А теперь к уже проэкспонированным пленкам. У вас лежит пленка, отснятая дедушкой, которая была просрочена в 85 году. Она потеряла чувствительность, но какая разница, ведь она была отснята свежей?
На самом деле все намного сложнее и связано с принципами фиксирования изображений на светочувствительных материалах. И в этом процессе имеет место так называемая фоторегрессия, это эффект из-за которого сформированные центры изображения теряют свои свойства и возвращаются к исходному соединению, всем процессам под капотом посвещена отдельная статья . То есть в течение времени скрытое изображение частично разрушается и при проявке не образует или некачественно для восприятия образует металлическое серебро, формирующее изображение.
Регрессия в разных фотоматериалах идет по разному, как правило производители просто указывают, что пленку необходимо проявить как можно скорее после съемки. В технических данных тоже ничего не указывается, да и даже каких-то методологий или единиц измерения для потери изображения нет. Но в качестве примера нормального промежутка времени между съемкой и проявкой укажу вот такой вот найденный ОСТ 19-62–76 о хранении экспонированных фильмовых материалов, а именно:
До трех суток — при температуре воздуха 20±5°С и относительной влажности 60 ±10%, до 15 суток — при температуре воздуха 7±3°С и относительной влажности 60 ± ±10%, т.е. в холодильнике.
Сразу успокою мнительных – это все-таки стандарты для большого кино, многие фотолюбители позволяют своим пленкам лежать в камерах месяцами( я не исключение). Лучше от этого им конечно не становится, но и в тыкву от этого они не превращаются. Но если есть возможность – проявите пленку как можно быстрее от момента, когда вы сделали первый кадр.
Так же опираясь на указанный ОСТ можно понять, что условия хранения проэкспонированной пленки сильно влияют на сохранность скрытого изображения. Правила просты и все такие же как и для непроэкспонированной – высокие температуры вредны. Если проэкспонированная пленка, оставшаяся вам в наследство все время хранилась в холодильнике, то это наверное единственное что может крайне позитивно повлиять на результат. На практике такого почти никогда не бывает.
Регрессия не единственная преграда для вытягивания изображения с старых фотопленок. Все так же подобные пленки при проявке затягиваются вуалью. Вуаль это паразитная плотность(непрозрачность), которая мешает восприятию изображения, может быть однородной или с некоторым преобладанием например с краев пленки. Как это будет выглядять на итоговом изображении? – Представьте, что вы смотрите на мир например через трое солнцезащитных очков.
В некоторой степени бороться с вуалью можно, но это естественный процесс, который полностью избежать невозможно. Часто при проявке старых пленок возникает такая ситуация – даже при низких температурах ( препятствующих вуалированию) в проявителе с антивуалентом изображение не набирает необходимую плотность до начала образования значительной вуали. То есть и вуаль и изображение образуются со временем и необходимо поймать окно, когда изображение уже достаточно сформировано, а вуаль все еще не образуется или незначительна. Этого окна может просто не быть
О каких сроках идет речь? Через какое время отснятая пленка может считаться условно непригодной для извлечения изображения? Все эмульсии разные, некоторые могут вполне успешно пережить перерыв между съемкой и проявкой лет эдак в 40( разговор больше про регрессию, отсутствие вуали на таких сроках невозможно), некоторые же могут деградировать до неузнаваемости за 2-3 года. Есть взаимосвязь с гранулярностью пленки, а именно в мелкозернистых пленках регрессия протекает активней, для крупнозернистых – медленнее. То есть условно более “скоростные” (400iso и выше) переживут лежание перед проявкой лучше, чем “медленные” (64, 32, 16).
И возможно самая нелюбимая часть, о которой стоит рассказать – цветные негативные и обращаемые пленки. К сожалению я ничего не могу сказать о разнице сохранности скрытого изображения на цветных и черно-белых пленках, скорее всего ее нет. Но это все так же мертвые, дорогие, трудоемкие, многованные процессы. Причем как правило родной процесс не дает нормального или вообще какого-то результата. Итого в случае слайдовой пленки это может быть например подбор минимум двух времен проявки и рецептур, в шестиванном(!) процессе, который может занимать час. Час на выяснение того, что данные времена проявки или состав проявителей не подходит. Причем каждый тест будет сопровождаться отрезанием части проявляемой пленки. Одной пленки может не хватить для нахождения процесса, а вторая вполне может быть выпущена годом позже и можно начинать все сначала.
И еще один фактор риска для старых лежалых пленок. Лично встречал пленки, которые при удачной проявке были характерно засвечены, например открытием разборной кассеты ( засвечены наружные слои, внутренние частично целы с подсветкой со стороны перфораций). Думаю, что шанс на такой исход многократно возрастает, если место хранения пленки было доступно для детей.
Каков итог для пленок, экспонирование которых произошло очень давно? Во-первых они в любом случае деградировали от времени и потеряли часть или всё изображение. Тем больше, чем меньше номинальная чувствительность. Во-вторых это все усугублено тем, как пленка хранилась – если она умудрилась полежать одну зиму у хорошо топимого радиатора, то ей скорее всего конец. Та же самая история с окошками, ик обогревателями, металлическими гаражами и сараями, которые летом надолго прогреваются. Если это ваш случай, то чуда можно не ждать.
К сожалению успех при проявке подобных старых пленок редок. Найти того, кто возьмется за проявку подобной пленки нелегко, из тех, кто на постоянной основе принимает старые пленки в проявку знаю лишь сканим.рф. Но это все таки потоковая лаба, которая сделает наиболее удачный общий процесс для старых пленок, что никак не гарантирует успех. Цены на индвидуальную работу с каждой пленкой думаю могут стремится очень высоко вверх.
Понимаю, что распрощаться с какой-то неизвестной семейной пленкой достаточно сложно. Но трезво оценив и поняв, что это естественный процесс деградации фотоматериалов вам будет проще принять неудачу. Ну и если уж вы взялись за домашний архив, то могу поспорить, что у вас есть множество уже проявленных негативов, которые еще не поздно привести в порядок и оцифровать.