О современных фотопленках тасмы – 42л и 25л с примерами

Сначала о самом предприятии - оно продолжает работать. Сейчас предприятие даже отпускает пленку физлицам, хотя основной заказчик минобороны. Сейчас производятся только два вида рулонных пленок - тип 42л и тип 25л, обе пленки предназначены для аэрофотосъемки. В дальнейшем я не буду сильно разделять эти пленки, потому что они очень похожи, значительно отличаясь в основном своей чувствительностью - тип 25л менее светосильна и с более мелким зерном.

С завода режется незначительное количество форматов, из интересных для фотолюбителей перфорированная 35мм ( 135 тип) и 190мм неперфорированная. Среднего формата с завода нет. Ни о какой упаковке в виде кассет речи даже не идет, вся пленка поставляется в виде метражных отрезков, упакованных в жестяные банки.

Заявленные характеристики для пленок. Для тасмы тип 42л производитель указывает “чувствительность не менее 1000-1400”. Цифра большая, но как всегда есть нюанс. Дело в том, что аэрофотопленки и фотопленки описываются двумя разными гостами. Производитель определяя число светочуствительности для одного и того же продукта по двум разным гостам получит абсолютно разные числа светочувствительности. Для аэрофотопленки значения всегда будут выше. Так происходит потому что для аэрофотопленок допустим высокий уровень контраста, за счет которого можно увеличит время проявки и недоэкспозиции при съемке. Все это происходит не без последствий, полутона сжимаются вплоть до черно-белого штрихового.

Аэрофотосъемка и расшифровка с нее. Этот пример стоит увидеть потому что он наглядно показывает требования к негативам у картографов . То самое абсолютное отсутствие полутонов.

Если эмпирически определить чувствительность для художественных целей, то исо для тип 42л будет порядка 200, для тип 25л 100. Снимая с такими значениями контраст и полутона сохраняются в рамках допустимых. Фотоширота по ощущениям чуть сжатей, чем у пленок общего назначения.

Пример из собственной практики - почти полный вылет обращенной к небу части побеленной арки, учитывая мягкий свет и невысокий контраст сцены, на скане удалось чуть-чуть исправить данную ситуацию( в основном визуально отодвинув точку белого), но при печати на моноконтрастную бумагу эта зона оказалось белоснежной.

Чтоб не напугать новичков - такие вылеты свойственны абсолютно всем фотоматериалам, пример приведен для наглядного описания фотошироты без сложных слов. Какой-то уверенности, что используя другую пленку без пула получилось бы уместить все с значительным сохранением какой-то фактуры, у меня нет.

Достаточно стандартным подходом для спасения контраста и получения каких-то полутонов и хорошей широты будет использование выравнивающих проявителей. Ну и соответственно делать поправки при съемке. Для меня обработка технических пленок пиро проявителями стала стандартом, окрашивание низкой плотностью очень выгодно смотрится с такими пленками.

Негативы с таких проявителей выходят крайне тонкими, с ярко очерченым зерном. Иногда даже слишком малоконтрастные.

Технически неудачная, но интересная история. Проявка в сверхвыравнивающей pota без поправки на экспозицию, оттого вывалившиеся тени.Контраст негатива вероятно один из самых низких возможных

Часто упоминается тонкая подложка. В целом для снимающего толщина подложки на процесс никак влиять не должна, но для лаборантов и самостоятельной проявки это действительно не самый лучший опыт. Подложки технических пленок часто тоньше своих собратьев общего назначения, но современная тасма тоньше любых других пленок. Заправлять ее в бачок может быть крайне проблематично, все конечно зависит от опыта и конкретной конструкции спиралей. Причем при заправке случаются заломы, кромки которых перепроявляются, так что заправлять пленку необходимо очень аккуратно.

Причем когда я говорю, что заряжать сложно, то это касается в основном узкой тасмы, для среднего формата и листов все предостережения об аккуратности умножаются на 2.

В калькообразной подложке есть плюсы, сушится пленка крайне быстро, причем не собирая пыль и высыхая абсолютно ровной и не скрученной. Печатать с нее или сканировать можно буквально через 10 минут после промывки.

В тасме есть противоореольник, но свет в подложке тем не менее распространяется очень легко. Это выражается в довольно характерной засветке внутрь кассеты, если кассету с хвостиком хранить на свету. Свойственно это всем техничкам, которые я могу вспомнить, навроде популярных Agfa Pan и Kodak Aerocolor. Избежать или минимизировать засветки достаточно легко - не допускать попадания прямых солнечных лучей или другого яркого освещения на хвостик пленки. Соответственно заряжать и хранить при приглушенном свете. При определенной сноровке узкая пленка заряжается даже под солнцем.

Сверху классическая засветка от начала пленки с следом бархатки. Граница бархатки нечеткая(привет противоореольнику), а на перфорациях второго и третьего кадра видны засветки от проникающего внутрь кассеты света. Это пример незначительной засветки, пренебрегая простыми правилами можно засветить куда больше.

Начинали мы с того, что заявленная чувствительность для тип 42л “не менее 1000-1400” и для многих эти пленки выглядят именно как возможность снимать с пушем. Многие лабы до сих пор продают тип42л в кассетах с указанием исо 400.

Пример картинки, отснятой как 400, взятый здесь

Для таких экспериментов стоит держать в голове зависимости, что “увеличивая” чувствительность контраст изображения так же растет, количество умещаемых яркостей уменьшается. Замер требует чуть большей внимательности. Неопытному фотографу лучше начать такие эксперименты с малоконтрастных сцен в мягком свете - снег и пасмурная погода простят многое. В студийных условиях это может быть циклорама с белыми флагами к объекту съемки.

Отснято как 1600, взято здесь

Существует еще не самая очевидная особенность в виде достаточно странной передачи тонов. Опять же присуще это всем техническим( и не только) пленкам. Изготавливаемые для авиасъемки фотоматериалы под удобоваримую тональность не сенсибилизировались. Важно, что я не считаю передачу тонов прям уж плохой, скорее отличной от ожидаемой. Такие вещи надо пробовать самому и видимы они становятся не сразу.

Мне тасма концептуально напоминает Rollei R3 своей универсальностью, давая возможность при разной съемке и обработке получить результат от выравненной, высокоразрешающей картинки до драматичной контрастной картинки из двух тонов. Помимо этого тасминские пленки подходят для обращения. В общем тасминские пленки быть может не самые простые, но очень гибкие и доступные.